Интеграционные процессы на транспорте

Важным шагом для развития и интеграции международных перевозок было создание Единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана, что в свою очередь привело к ликвидации барьеров и упрощению перевозочного процесса. В итоге доставка сборных грузов из Европы (Германии, Италии и других стран ЕС) стала более быстрой и менее затратной за счет уменьшения количества границ, которые должен пересечь товар, прежде чем его доставят до места назначения. В связи с этим существует перспектива создания Единого экономического пространства.

Рассматривая понятие Единого экономического пространства, можно сказать, что в него входят такие части как единая инфраструктура с унифицированными стандартами и единая таможенная территория государств-участников, что в свою очередь требует функционирования однотипного механизма, регулирующего экономику, а также должна присутствовать единая торговая, финансово-валютная, налоговая и денежно-кредитная политика, предоставляющая возможность свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов по всему пространству данного союза. Доставка грузов из Китая – это очень сложный технологический процесс, состоящий из множества звеньев и предусматривающий возможность множества схем доставки. Интеграция и создание Единого экономического пространства с Казахстаном дает еще один вариант грузоперевозки из Китая. Это особенно актуально, если груз нужно доставить с северо-запада Китая. Можно подчеркнуть несомненные выгоды от этого, но существуют разные аспекты при создании Единого экономического пространства.

С одной стороны – это дает возможности для более простого и конструктивного взаимодействия с зарубежными странами и предоставляет широкие возможности для внешнеэкономической деятельности, с другой же стороны – быстрое развитие и усиление конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг вынуждает государства применять механизмы защиты национальных перевозчиков, которые организуют доставку сборных грузов из Европы, контейнерные перевозки из Китая и прочие услуги, связанные с международной транспортной деятельностью.

На данном этапе можно выделить несколько функционирующих рынков в области автомобильных грузоперевозок из Европы или Азии, которые характеризуются различными степенями свободы для транспортировки грузов:

  • Европейский Союз (подразумевает свободное перемещение)
  • Европейская Конференция Министров Транспорта (более 40 стран, ограничение квотами)
  • Система двухсторонних перевозок (на уровне двух национальных рынков)

Что самое интересное – это то, что одна страна может принадлежать к нескольким рынкам и иметь соглашения на разных уровнях и в разных ведомствах курирующих транспортную деятельность. Тем самым обеспечивается оперативная доставка грузов из Европы и стран Азии и оптимальное функционирование перевозочного процесса в едином пространстве, но для того, чтобы данные возможности существовали, требуется постоянная унификация стандартов, гармонизация законодательства и либерализация передвижения.

Но, так или иначе, России еще есть куда стремиться в унификации перевозок грузов из стран Европы и Азии, а также интеграции данных процессов со странами ближнего зарубежья. На данный момент опыт зарубежных стран весьма интересен и существенен. Основываясь на нем, можно проследить эволюцию интегрированных международных процессов непосредственно до образования единого экономического пространства ЕС. При доставке сборных грузов из Европы (Германии, Италии, Франции и т.д.) специфичной особенностью является то, что автомобилю требуется пересечь границы нескольких государств, что является принципиальным отличием перевозочной деятельности от других видов, связанных как с финансовой, так и с производственной деятельностью.