Международные перевозки и ИНКОТЕРМС 2010

В области международной торговли уже давно существуют правила и традиции составления внешнеторговых контрактов, в свою очередь у разных стран свои требования, традиции и нюансы заключения договоров, которые накладывают ряд ограничений, вследствие которых возникают недоразумения, разногласия с судебными тяжбами, с вытекающими из этого тратой времени и денег. Для урегулирования проблем, связанных с данными ограничениями, которые в непосредственности касаются международных перевозок, в 1936 году Международная торговая палата опубликовала свод правил международного масштаба для более корректного и правильного определения терминов, которые используются в международной торговле.

Данные правила были опубликованы как «Инкотермс 1936». Эти международные правила, были признаны правительственными органами различных стран, компаниями и предпринимателями во многих странах, как самыми оптимальными и часто употребляемыми в международном торговом обращении. Сферой деятельности является обеспечение прав и обязанностей сторон при международных перевозках и разграничение рисков в договоре поставки товаров. В данный документ постоянно вносятся поправки и вводятся дополнения, на основании которых были выпущены более свежие редакции, отвечающие нормам международных перевозок и торговли начиная с редакции 1953 и заканчивая редакцией 2010 года. Новая редакция «Инкотермс 2010» вступила в силу с первого января 2011 года, и изменения в данной редакции мы будем рассматривать в настоящей статье.

Постоянный пересмотр данного документа является вполне логичным решением, ибо со временем традиции и принципы ведения бизнеса на международном уровне постоянно меняется, особенно это заметно в последние 20 лет в связи с повсеместным введением информационных технологий, как в международных перевозках, так и в торговле. Правовая база основывается на реальном опыте сторон, участвующих в международной торговле, можно сказать, что каждый раз идет унификация определенного спектра вопросов с максимальным упрощением ряда процедур ведущих к решению спорных аспектов возникших ранее.

Итак, основными нововведениями в Инкотермс 2010 можно назвать:

  • сокращение количества используемых терминов с тринадцати до одиннадцати (исключены: DEQ, DES,DDU и DAF; введены: DAT и DAP)
  • унификация использующихся видов транспорта ( осталось два вида: для всех видов транспорта и для водного)
  • утверждено равное значение, как бумажных документов, так и электронных
  • скорректированы порядки страховых выплат.
  • ряд поправок связанных с распределением рисков, а также обновленное руководство к каждому термину.
  • И почему же правила Инкотермс так широко распространены и повсеместно используются в международных перевозках и торговле, давайте подведем итоги:

    • составителем является Международная торговая палата, которая имеет весьма большой авторитет на международной торговой арене
    • постоянный пересмотр данных правил делает Инкотермс актуальным и удобным инструментом для использования в международных перевозках и в свою очередь учитывает весь предыдущий опыт ведения международной торговли
    • беря ту или иную базисную основу поставки, которая прописана в Инкотермс, мы меняем конечную стоимость товара, в которую закладываются издержки на транспортировку и страхование, что в свою очередь может составлять существенную часть расходов в международной торговле
    • простота использования терминологии Инкотермс максимально упрощает процесс подготовки и заключения договоров, а также четко регламентирует ответственность сторон, что в свою очередь позволяет обойти ряд спорных вопросов.

    В данной статье мы кратко рассмотрели почему Инкотермс так весьма распространен, немного коснулись нововведений в издание за 2010 год, а также какие функции несет данный документ при международной доставке грузов, договорных отношениях при торговле. В ближайшее время более подробно рассмотрим общие базисы поставок с обзором каждого термина, а также сделаем выводы о том, как на практике можно максимально продуктивно использовать данный документ.