Простейшая модель интеграции при международной перевозке грузов

40-ые года прошлого столетия относятся к созданию двухсторонних моделей интеграции международных автомобильных перевозок, которые действуют и по сей день. Что характерно для данного периода - это бурное развитие рыночных отношений в ЕС, с последующим появлением большой потребности в международных перевозках, вследствие чего возникла весьма высокая конкуренция в сегменте автомобильных перевозок из Европы. Данные факторы дали мощный толчок к развитию и интеграции всей сферы логистики в ЕС, что впоследствии оптимизировало издержки при доставке сборных грузов по всей Европе. Были затронуты все спектры экономик европейских стран, что повлекло за собой аналогичные процессы оптимизации международной торговли (выделение квот на промышленные товары, ресурсы и пищевую продукцию).

Как и заведено, было разработано несколько систем разрешений и типовых соглашений, которые регламентировали основные условия международных перевозок между двумя договорившимися странами. Самое важное, что в данные соглашения был вложен принцип паритета, при котором перевозчики двух стран имели право равного участия в обслуживании внешнеторгового оборота, что в свою очередь дало возможность в минимальные сроки доставлять доставку грузов из Германии или других стран, которые были участниками двухстороннего соглашения. Например, есть груз керамической плитки во Франции, и при данном соглашении с Германией, мы могли бы доставить данный груз на наш консолидационный склад под Берлином без каких либо вопросов. На сегодняшний день у нас аналогичные отношения с Республикой Беларусь – свободная граница, и перевозки между нами могут происходить с наименьшими издержками на согласование и документооборот, но тоже со своими нюансами.

И как результат данных двухсторонних соглашений, была разработана система разрешений, по которой грузоперевозки между странами-участниками соглашения могут происходить только при наличии разрешений. Можно сказать, что при данном подходе доставка сборных грузов из Европы при наличии таких соглашений могла быть гораздо проще.

Как показывает практика и анализ международных автомобильных перевозок, паритета – равного участия в перевозочном процессе, добиться нереально из-за разнонаправленности внешнеторговых приоритетов, что дает перекос в грузопотоках стран и доставки сборных грузов из стран Европы в другие страны. Вследствие чего кто-то из стран участников договора всегда осуществляет меньше перевозок, а другая сторона - больше, и порой испытывает нехватку разрешений. Яркий пример – нехватка разрешений под конец года на ряд стран ЕС, таких как Италия или Франция. Но все развивается и пересматривается, и европейский подход к двухсторонним моделям взаимоотношений в 90-х годах показал, что данная схема не является эффективной, и дает сбои, вследствие чего у одной стороны появляется существенный дефицит разрешений, а у другой профицит. Но в свою очередь во время функционирования двухсторонних схем договоров были разработаны многосторонние схемы с участием более двух стран, что в свою очередь давало более гибкую систему взаимодействия.